Для изготовления простых переплетов использовалась телячья кожа, гладкая и прочная, имеющая естественный коричневый цвет и почти не поддающаяся окраске. Во второй половине XIX столетия для изготовления дешевых переплетов массовой литературы использовали овечью кожу, малопрочную, но легко поддающуюся окраске в любые цвета, а также конскую и козью кожу. Для изготовления цельнокожанных переплетов во второй половине XIX столетия широко использовались и такие прочные сорта кожи, как свиная кожа, для переплетов часто читавшихся книг (например, в библиотеках), тюленья кожа, юфть. В начале XX века популярной была кожа «фантази», изготовленная из прессованной, мраморированной и обработанной различными другими способами телячьей кожи. Такая кожа имитировала дорогие переплетные материалы. На протяжении XIX века с увеличением тиражей и с расширением круга читателей издатели стремились к удешевлению книжной продукции. К началу XX века натуральная кожа для переплетов использовалась не так часто: основным видом переплета стал картонажный переплет с литографией. Кроме того, для переплетных работ применялись и новые материалы, например, дешевый и красивый коленкор, изобретенный в Англии в 1825 году, а также появившийся в начале XX столетия ледерин.
П. Овчинников
(по материалам статьи "Переплеты старинных российских книг")













П. Овчинников
(по материалам статьи "Переплеты старинных российских книг")












